Skip to main content

Сексуальные роли мужчины, стр.3

     4.   Прогрессивная  интеграция  различных  этапов  мужского  развития создает  тип  мужчины,  а  не  тип отца. Тип "отца"  -  это  невротический компромисс   в  ситуации  Эдипова  комплекса.  Он  соответствует   женщине материнского  типа  и  представляет собой подход к противоположному  полу, лишенный  сексуальности. Тип "отец" обращается со своей женой  именно  как отец  и нередко тиранит своих детей. Его амбиция - это сила в форме  денег или,  при  отсутствии  денег,  в форме авторитета  и  контроля.  Структура характера  такой  личности - анально-садистская, в  отличие  от  "матери", личность  которой носит явные черты мазохизма. Таким образом, рассматривая тип  "отец",  мы видим невротического мужчину, цель которого -  господство над  другими, обычно - с помощью денег, в том числе - над женой и  детьми. Это господство и придает ему статус "отца".

     Изображение  фигуры отца, которую я пытаюсь описать, хорошо  знакомо. Это  суровый блюститель дисциплины, который правит домом "железною рукой". В  своем  маленьком  владении  он - король, лишенный  щедрости,  что  тоже является   атрибутом   его   царствования.  Он   очень   много   работает, необыкновенно   прилежен  и  молится  за  сохранность   своих   денег.   В экстремальном случае он является маленьким диктатором и скрягой.  Приятные моменты в жизни не играют особенно важной роли в его схеме. Во взгляде  на жизнь  доминирует продуктивность и накопление денег. Такой тип личности  в наши  дни довольно редок. Авторитарность отца для современных жен и  детей утратила свою значимость. Понятие о строгом повиновении авторитету в  доме и  школе  оттеснили прогрессивные идеалы понимания и самовыражения.  Очень важно  то,  что  с исчезновением этой фигуры исчезли и единство  семьи,  и общая    преданность    принципам,   которая   обеспечивала    возможность существования  такой  личности. К тому же важно проанализировать  динамику характера  этого  типа, чтобы представить факторы в прошлом,  заставляющие его играть роль отца в настоящем.

     Те изменения, которые претерпевает эта роль, будут обсуждены ниже.       У  мужчины  развитие  такого  типа  невротической  личности  является результатом  разрешения  ситуации Эдипова  комплекса  в  соответствии  со строгим  кодексом патриархальной морали. Он не оспаривает авторитет  отца, как   это   делает   фаллический   мужчина.   Напротив,   он сознательно отождествляется с отцом и принимает его авторитет. Отец был, как  правило, строго  дисциплинирован,  ригиден  в своих  позициях  и  пугал  маленького мальчика  своим могуществом. Его дисциплина проявляла свою силу не  только на словах. Физические наказания, такие, как порка, подчеркивали эту силу и укрепляли  повиновение ребенка. "Жалеть розги - значит портить ребенка"  - вот руководящий принцип воспитания большинства мужчин, которые стали типом "отец". Мальчик не будет оспаривать авторитет отца, если мать уважает этот авторитет, причем ее уважение сообщало мальчику, что если он будет владеть женщиной, то ему необходимо иметь силу, которая должна быть под стать силе отца.  Мальчику  необходимо было подавить влечение к  матери  ради  тяжкой работы  и  амбиций.  Он должен был усмирить стремление  к  удовольствию  и эротическому удовлетворению ради денег и силы. Если он терпел неудачу,  то становился  блудным  сыном  или расточителем. Успех  же  предоставлял  ему возможность играть роль отца.

     Сексуальные  запреты,  формирующие  личность,  играющую  роль   отца, направлены   как   против  самоудовлетворения,  так  и   против   детского устремления  к матери. Удовлетворяющая мастурбация мальчика  или  молодого человека  способствует самоотождествлению и независимости  и  препятствует невротическому   отождествлению  с  отцом.  При   дальнейшем   продвижении невротического отождествления с ним сексуальный выход часто бывает  закрыт для   молодого   человека,   поскольку  он  не   может   нарушить   кодекс патриархальной морали. В викторианскую эпоху отец нередко посвящал сына  в таинства  сексуальной жизни, отводя его к проститутке. Значительная  часть публичных  домов  патронировалась  изможденными  респектабельными  отцами. Действие  двойственного  стандарта  в этом  отношении  подразумевало,  что молодой  человек может жениться на девушке из хорошей семьи и  возвыситься или охранять интересы отцовской собственности.

     Характерологически   тип   "отец"  -  это  жесткий   и   принуждающий индивидуум.   Его  жесткость  вызвана  сдерживанием  сексуальных   чувств, стремление  к  принуждению  -  стремлением  к  силе….

     Мужчина  отцовского  типа  обречен на продуктивность:  как  в  смысле производства  детей, так и денег. Такая навязчивая позиция принижает  роль детей  до  положения  объектов или вещей, которыми он  владеет.  Его  жена оказывается в такой же позиции: она становится вещью, которой он  овладел. Вместе  с потерей личностного смысла взаимоотношений теряются удовольствие и  радость.  В  качестве  компенсации утраченного  удовольствия  выступает удовлетворение   "Эго",  которое  осуществляется   с   помощью   повышения продуктивности  или  обогащения. Личности с  подобной  структурой  нередко бывают  очень  преуспевающими в деловом мире. Мужчина такого склада  может стать очень богатым и обрести соответствующую силу, несмотря на лежащую за этим сексуальную вину. Его успех не нарушает барьер инцеста, поскольку  он достигает  успеха, подавив сексуальные чувства. Когда в  конце  концов  он овладевает   матерью  (женой),  она  перестает  быть  для  него   объектом сексуального желания. Он как бы превращается в собственного отца.

     Хотя  в  наши  дни традиционный типаж "отца" встречается относительно редко,  стремление  к  продуктивности и богатству, как  цели  жизни,  даже повысилось.   Сексуальное  удовольствие  и  радость   жизни   сегодняшнего отцовского типа мужчины подчинены все тем же целям. Секс для него -  всего лишь  биологическая  потребность, как еда, сон  и  опорожнение  кишечника.

Эрекция  у  таких  мужчин  выступает только как индикатор  напряжения,  от которого надо освободиться, чтобы вернуться к бизнесу. Он играет в  гольф, потому  что это мужской образ жизни, но эта физическая активность зачастую тоже  принужденна.  Достижения оканчиваются, поскольку  такой  человек  не получает   удовольствия  от  движения.  В  отчаянии  он  начинает   поиски возможности  получить личное удовлетворение: заводит роман  с  секретаршей

или  попадает в зависимость от девушки по вызову. Двойственность стандарта е позволяет ему добиться успеха в попытке самореализации.

     На  поверхностном  уровне  двойной  стандарт  действует  на  сознание мужчины  совсем  иным  образом,  чем на женское.  Сознательно  мужчина  не отвергает  свою  сексуальность,  совсем наоборот!  Поскольку  его  мужская сексуальность    является    доказательством   природного    превосходства (мужественность,   логическое  мышление  и  т.   д.),   он   будет   рьяно сопротивляться   отрицанию  этого  знака.  Мужчина  не   основывает   свое притязание  на  превосходстве в интеллекте, на "Эго" или на  том,  что  он физически  сильнее.  Пытаться победить женщину на  этой  основе  -  значит поставить  себя  в  опасное положение. Как ему  быть  уверенным,  что  нет женщины  более интеллигентной, чем он, более логичной, более  уверенной  в себе  и  даже более физически сильной, чем он? Только одна женщина  в  его жизни  превосходила его во всех отношениях - его мать. Но у  нее  не  было пениса,   символа  превосходства.  Конечно,  мужчина  не  будет   публично доказывать свое превосходство над женщиной с помощью такого аргумента.  Он рационализирует  это, основываясь на превосходстве своего  интеллекта.  Но его отношение к сексу составляет истинную основу его ощущений.

     Мужчина  может  относиться  к  сексуальной  сфере  с  двух  различных позиций. Он может подходить к ней инстинктивно, то есть через чувства, и в этом  случае  его отношение к женщине детерминирует "мистерия  участия"  в естественном  феномене  сексуального  возбуждения  и  разрядки.  В   такой ситуации    личностный   элемент   подчиняется   трансперсональному    или инстинктивному фактору сексуального влечения. Другой подход  сознательный, здесь  мужчина сознает смысл сексуального акта в свете своих  отношений  с женщиной. При осознанном подходе мужчина становится силой, которая  делает нечто,  что  трансформирует  женщину. Он обладает  ею,  оплодотворяет  ее, делает  совершенной и удовлетворенной. Для мужского "Эго"  мужчина  -  это актер,  то  есть  тот,  кто действует, а женщина -  объект  его  действий. Мужчина  совершает  действия над женщиной, как над  природой  или  землей. "Эго"  утверждает  свое  право действовать именно так,  поскольку  владеет силой.

     Пожалуй,  не  найти таких, кто подходил бы к половому акту  только  с точки  зрения  чувственности или только с позиций  осознанного  понимания. Каждый  мужчина  при отношении с женщиной сочетает чувство  и  сознавание, инстинкт  и знание. Мне бы хотелось обрисовать различия между этими  двумя направлениями, поскольку это предоставит возможность гораздо лучше понять, чем  один  мужчина отличается от другого, причем необходимо отметить,  что эти  различия  скорее количественные, чем качественные.  Если  сексуальные отношения   мотивированы  преимущественно  чувством  (любовью,  влечением, страстью), поведение мужчины более спонтанно. По-скольку женский отклик  в таких условиях тоже определен чувствами, мужчина и женщина встречаются как равные.   В   той   мере,  в  которой  "Эго"  вмешивается  в   сексуальные взаимоотношения,  половой акт становится мужской  экспрессией  власти  над женщиной  или  проявлением  силы. Мужчина разыгрывает  спектакль,  и  змея сексуального  падения поднимает голову так, как это  случилось  в  раю.  В нашей  культуре  не существует мужчины, который мог бы отделить  "Эго"  от сексуальных  функций  или  отречься от своего  чувства  превосходства  над женщиной. Другими словами, нет мужчин, избежавших воспитания.

     Там,  где  у  женщины  двойной стандарт создает расхождение  любви  и секса,  у мужчины возникает противопоставление силы и сексуальности.  Сила требует  контроля,  а сексуальность - сдачи позиций, а  значит,  отдавания себя.  Сила  налагает  обязательства; сексуальность разряжает  напряжение. Сила  создает неравенство, объекты и субъекты, а сексуальность – отношение равных. Если сила представляет собой функцию "Эго" и ума, то сексуальность - функцию  тела.  Сила  приводит к "боевым"  действиям,  а  сексуальность неразрывно  связана со сдачей позиций и участием. На глубоком  уровне  эта диссоциация   представляет  собой  еще  один   аспект   того   же   самого невротического  конфликта между любовью и сексом. Мужское  "Эго",  которое идентифицирует   себя   с   сексом,   интерпретируется    как    сила    и противопоставляется  требованиям любви.  Этот  странный  поворот  искажает смысл  сексуальности  и  создает двойной подход. Мужские  половые  функции рассматриваются  как власть над женщиной, в то время  как  ее  сексуальная реакция интерпретируется как подчинение.

     Двойной  стандарт  также  преобладает в  отношении  мужчины  к  своей работе. Если он наниматель, он оказывается в противоречивой ситуации между естественным  желанием преуспеть, насколько это возможно,  и  человеческим понятием  о  хорошем  самочувствии своих  служащих  и  клиентов.  Если  он служащий,  мужские  обязательства перед нанимателем легко  могут  войти  в противоречие  с  его личными интересами. Чувствительной личности  непросто

примирить  стремление к деньгам и силе с чувствами. Часто  случается  так, что  одну из ценностей приносят в жертву под давлением невротических  сил, вышедших  из-под  контроля  человека. Если деньги  и  сила  стали  главной ценностью,  то  у человека могут развиться психопатические тенденции.  Для психопата  "Эго"  важнее, чем "самость" (self); образ закрывает  личность, которая  в этом случае становится "карликовой". Когда стремление к деньгам и  силе  подавлено,  могут  возникнуть шизоидные тенденции.  Кто-то  может удалиться  во внутренний мир созерцания и самопогружения с соответствующим ослаблением общих личностных характеристик…..

Назад

    

 

Статьи по теме

Три, самые распространенные ошибки, разведенных женщин в планировании своего будущего.

Как завершить расставание с бывшим партнером?

Что стоит за депрессией после развода?

Утрата, потеря, расставание - этапы переживаний. Как пережить расставание?  Дата 5.03.2012г.

Системная семейная расстановка по методу Берта Хеллингера. Описание метода. Дата 11.02.2012г.

У хороших родителей не бывает плохих детей. Что стоит за "плохим" поведением ребенком. Дата 3.02.12г.

Измена. Что стоит за изменой супруга? Дата 19.11.11г.

Аборты. Последствия для семейных отношений.  Что происходит в душах членов семьи после аборта. Дата 4.10.11.

Женское счастье.Ответ на вопрос читателей журнала. Дата 13.08.2011г.

Как быть с прошлым? Ответ на вопрос читателей. Дата 26.07.2011г.

Порядки души. Что оказывает на нас действие всю нашу жизнь? Дата 18.07.2011г.

Не лезьте в мою жизнь. Ответ на вопрос читателей журнала.  Дата 14.07.2011г.

Второй брак и ребенок от первого брака. Ответ на вопрос читателей журнала.  Дата 8.07.2011г.

Этапы в отношениях между мужчиной и женщиной. Дата 10.07.2011г.

Влияние родовой программы на семейные отношения. Что стоит за созданием пары? Дата 30.05.2011г.

Сексуальная зависимость. Что это такое? Дата 24.05.2011г.

Поиск решения. Как ведется поиск решения с помощью психотерапевта? Дата 21.05.2001г

Ответственность в семье. Кто и за что отвечает?  Кто и за что отвечает в семье, где есть созависимые отношения? Дата публикации 14.05.2011.

Мужчина и женщина, чувство вины и манипуляция. Дата публикации 10.05.2011.

Сексуальные роли мужчины. Дата публикации 29.04.2011.

Сексуальные роли женщины. Дата публикации 27.04.2011.

Семейные отношения. Семейная система.  Дата  публикации 6.04.2011.

Если вам понравился  материал на моем сайте, пожалуйста нажмите на кнопку социальных сетей, чтобы  о нем узнали другие люди.
Я буду вам благодарна! Спасибо!

 

 

 
 

 

 

Premium Drupal Themes by Adaptivethemes